?

Log in

No account? Create an account

ruzaru


Русское Зарубежье


Previous Entry Share
Памяти Архиепископа Тихона (Троицкого). Публикация Андрея Любимова
valuh wrote in ruzaru
Во время работы над составлением Некрополя Свято-Троицкого монастыря и поиска информации о похороненных на монастырских кладбищах, я обратил внимание на сведения из биографии владыки Тихона (Троицкого)1. В ней значилось, что будущий архиепископ родился в Костромской губернии. Просматривая другие доступные источники, содержащие биографические сведения о Владыке Тихоне, я не обнаружил указания на точное место его рождения. Дальнейшие поиски привели меня в архив Западно-Американской Епархии РПЦЗ в Сан-Франциско. В архиве я ознакомился с послужным списком Владыки, в котором было указано место его рождения — село Воскресенское Костромской губернии. После дальнейшей проверки данных о месте рождения архиепископа Тихона выяснилось, что он указал название села по главному престолу сельского храма. Само же село называется Пеньки (прежнее название — погост Пеньки)2.



Будущий архиерей РПЦЗ Тихон (Троицкий), в миру Александр, родился в семье священнослужителя Алексея Васильевича Троицкого и его жены Анны Александровны, урожд. Песковой, на погосте Пеньки Галицкого уезда Костромской губернии. Над погостом возвышался величественный храм во имя Воскресения Иисуса Христа. Двухэтажный храм с высокой колокольней и каменной оградой был построен в 1820 г. местным землевладельцем Василием Степановичем Ашитковым3: «Престолы в славу Воскресения Иисуса Христа из мертвых, сошествия святого духа на Апостолов и в честь: Димитрия Ростовского, и преподобного Феодосия Тотемского чудотворца». Рядом с каменным храмом стояла деревянная церковь, построенная в 1801 г.: «Престол в честь Божьей Матери, празднования Введения Ея во храм»4.



Отец Александра, Алексей Васильевич Троицкий, служивший псаломщиком в сельском храме, тоже родился в семье священнослужителя — дьячка Василия Артемьевича Троицкого в селе Ноля Галицкого уезда Костромской губ. Алексей, начавший служение в Воскресенском храме на погосте Пеньки, был посвящен в стихарь 27 января 1862 года. Известно, что он был дважды женат. От первого брака у него было трое детей. Александр родился 30 марта 1883 (с.т.) от второго брака отца. Кроме него был еще старший брат Николай, сестра Клавдия, и младшие братья: Сергей, Василий и Владимир5.

Воспитываясь в глубоко верующей семье, Александр пошел по стопам отца и получил духовное образование. В 1904 г. он закончил Костромскую духовную семинарию, а в 1908 г. — Казанскую духовную академию. Учась в Казани, Александр принял монашество с именем Тихон. В 1905 г. он был посвящен в иеродиакона, в 1908 г. — в иеромонаха. Духовным наставником его был схиархимандрит Гавриил (Зырянов)6.

В 1912 г. иеромонах Тихон был назначен инспектором Волынской духовной семинарии. В то время правящим архиереем Волынской епархии был архиепископ Антоний (Храповицкий).

После переворота 1917 г. иеромонах Тихон оказался в эмиграции в Югославии. В 1930 г. архимандрит Тихон был посвящен во епископа. Вот как вспоминает историк Н. Тальберг свою первую встречу с епископом Тихоном во Франции: «Начало августа 1930 года. Париж. Телеграмма от митрополита Антония с просьбой встретить прибывающего из Белграда епископа Тихона и устроить ему помещение. Последний 15 июня был хиротонисан во епископа Сан-Францисского. Исполнив с радостью это поручение, впервые познакомился я с новым 47-летним архипастырем нашей Зарубежной Церкви, испытывавшей тогда трудное время изжития пагубного раскола, учиненного митрополитами Евлогием и Платоном. Совершая, насколько я помню, в день Преображения Господня литургию в Знаменской церкви, владыка Тихон, обладавший исключительным даром проповедничества, произнес яркое и твердое слово, призывая к крепкому стоянию за единственно каноническую Русскую Церковь за пределами нашей Родины»7.

Владыка Тихон обратился к Н. Тальбергу с просьбой проводить его в Гавр, откуда он отправился в США — к новому месту своего служения…

В Сан-Франциско Владыка Тихон познакомился со своим земляком историком Валентином Александровичем Рязановским. Жена В.А. Рязановского писательница Нина Федорова вспоминала следующее: «Архиепископ Тихон и мой покойный муж, В.А. Рязановский, были из одного города, из Костромы. Они были одинаковых лет, но в России не были знакомы, встретились в Сан-Франциско. Они любили вспоминать старый, исторический русский город, его дома, улицы, жителей, памятники, церкви, школы»8.

О своей первой встрече с Православным богослужением 20 лет спустя известный православный подвижник Серафим (Роуз) вспоминал: «Однако, стоило мне перешагнуть порог русской церкви в Сан-Франциско, как со мной произошло что-то неизведанное доселе ни в буддистских, ни в иных восточных храмах. Сердце подсказало: вот твой дом. Я наконец обрел, что искал»9.

Все это происходило с Серафимом (Роузом), в миру Юджином (Евгением), когда он был на службе в Кафедральном соборе: «Евгений оказался там вечером в Великую пятницу… На возвышении посреди храма он увидел маленького согбенного старичка с белоснежной бородой в лиловом облачении. То был архиепископ Тихон. Он стоял отрешенно, закрыв глаза, погрузившись в молитву… Немощный телом архиеп. Тихон произвел неизгладимое впечатление на Евгения. Он увидел, что служба — не просто отработанная череда ритуалов, а глубокое молитвенное стояние»10.

Последний год своей земной жизни Владыка Тихон провел в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, прибыв в обитель во время Великого поста в 1962 г. В те последние месяцы жизни владыка: «…жил только молитвой, окруженный заботами верного своего келейника Евгения и преданного ему трудника Павла, который отрывался от своих послушаний, чтоб явиться в установленные часы и помогать в перемещении Владыки из кельи в храм»11.

Когда архиепископ Тихон уже не мог посещать службы, он оставался в кельи и слушал богослужения через радиоустройство. До последней минуты земной жизни Владыки с ним оставался келейник…: «Трогательно протекало прощание с усопшим. Умиленно целовали все его руки — единственное, что было открыто. Никаких признаков тления, несмотря на то, что лежало тело в теплом храме с субботы до вторника. Вынесен был гроб священнослужителями, пронесен вокруг храма, с чтением четырех Евангелий на четырех сторонах света, а потом внесен в склеп под храмом…»12.



Владыка Тихон, оставив Россию, больше никогда не увидел ее. Не знал о судьбах своих братьев и сестер, как равно и они не знали о судьбе брата. Что переживал Владыка, думая о своих родственниках, оставшихся в России? Без сомнения можно сказать, что он горячо молился за них.

В ноябре прошлого года, во время своей поездки в Россию, мне удалось побывать в селе Пеньки, где родился Владыка Тихон …

Дорога к селу шла через старинный волжский город Кинешму и большой мост через Волгу, мимо «Щелыково» — дачи знаменитого драматурга Александра Николаевича Островского, старинного села Угольского. Чем дальше путь уходил от Волги, тем меньше становилось деревень, а в конце путешествия по обе стороны дороги стоял лишь лес. Вскоре вдали среди лесного массива показалась высокая колокольня Воскресенского храма. Было раннее утро. Вокруг храма работали люди: пилили вековые деревья. Около храма я увидел старинные могилы сохранившегося приходского кладбища.



Я остановился напротив старого надгробия и начал читать надпись: «Псаломщик Алексей Васильевич Троицкий…». Дальше было затруднительно разбирать слова, но для меня было ясно — это могила отца Владыки Тихона. Обойдя надгробие, я увидел трогательную надпись на обратной стороне: «От благодарного и любящего сына иеромонаха Тихона». Подошедшие ко мне несколько женщин, наводивших порядок вокруг храма, помогли мне очистить надписи на надгробии для прочтения, а затем показали внутреннее убранство храма. Восстановительные работы только начались, и было видно, как пострадал храм за долгие годы запустения. Выйдя из храма, я прошелся по сельской улице, думая о том, чтобы вернуться сюда опять и увидеть восстановленный храм, услышать колокольный звон, молиться с местными жителями на литургии, поминая в молитвах имя Владыки Тихона на его родной земле, в храме, в котором он сам когда-то молился...

ПРИМЕЧАНИЯ

Эти не формальные сноски приводятся для вашего дальнейшего чтения.

1. Некрополь Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (штат Нью-Йорк, США). М. 2015, сс. 40-41. Тихон (Троицкий) — Архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский (1883-1963).

2. Архив Западно-Американской епархии РПЦЗ. Фонд № 2, опись 1, дело 14.

3. Ашитков Василий Степанович (? — 1854), майор, участник Отечественной войны 1812 г. Из старинного дворянского рода, записанного в 6-ю часть Родословной книги дворянства Костромской губ. Владелец погоста Пеньки. Похоронен на приходском кладбище рядом с храмом.

4. Протоиерей Иоанн Беляев. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПБ., 1863, с. 83.

5. ГАКО (Госархив Костромской обл.). Фонд 130, опись 9, дело 420, листы 25 об. -26.

6. Схиархимандрит Гавриил (в миру Гавриил Михайлович Зырянов) (1844-1915). Род. в дер. Фролово Ирбитского уезда Пермской губ. Канонизирован РПЦ в 1981 г. в лике преподобного. Память 24 сентября.

7. Н. Тальберг. Дорогой памяти праведного архипастыря. Православная Русь, 1963, № 7, с. 8. Тальберг Николай Дмитриевич (1886-1967), историк. С 1950 г. преподавал историю в Свято-Троицкой духовной семинарии.

8. Архив Западно-Американской епархии РПЦЗЮ Фонд № 2, опись 1, дело 85. Рязановский Валентин Александрович (1884-1968) — адвокат, правовед, историк, культуролог. Автор многих книг и статей, в том числе по истории России Род. под Костромой в имении родителей. В 1908 г. закончил юридический факультет Московского университета. С 1938 г. в США. Антонина Рязановская (1895-1980), писательница (псевдоним Нина Федорова). Рязановские похоронены в Сан-Франциско на Сербском кладбище.

9. Иеромонах Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение о. Серафима Роуза. М. 1995, с. 81. Иеромонах Серафим (в миру Юджин Денис Роуз) (1934-1982) — священнослужитель РПЦЗ, духовный писатель. Основатель монастыря преп. Германа Аляскинского в Платине (шт. Калифорния).

10. Там же, с. 79.

11. Смерть, где твое жало? Православная Русь, 1963, № 7, с. 6. Здесь упоминается Евгений Мацеральник, окончивший в 1969 г. Свято-Троицкую Духовную Семинарию, и рясофорный монах Прокопий (в миру Павел Семенников), (1917-2003). Погребен на братском кладбище Свято-Троицкого монастыря.

12. Смерть, где твое жало? Православная Русь, 1963 г., № 7, с. 8.

Печатается по просьбе и с разрешения автора.
Публикация впервые напечатана в "Православной Руси", Номер 1910, 2016. При перепечатке требуется разрешение Свято-Троицкого монастыря, Джорданвилль, штат Нью-Йорк, США.

Originally printed in Pravoslavnaya Rus’ Issue 1910,  2016. This article may not be used in any form without the express consent of Holy Trinity Monastery Jordanville, New York, USA.